Сергей Александрович Крестовский – российский художник, иллюстратор. Родился в Москве в 1952 году. В 1978 году окончил Московский полиграфический институт (факультет художников книги). С 1979 года – член Союза художников СССР. С 2007 года – доцент кафедры «Иллюстрация и эстамп» Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова.
Проиллюстрировал более 160 книг русской и зарубежной классики, изданных в России, Южной Корее, Италии. Имеет дипломы конкурса «Искусство книги» Госкомиздата РСФСР (1989, 1990, 1991), диплом журнала GRAPHIC (Цюрих, 1991), почетное звание лауреата Седьмой и Девятой Артиады народов России (2004, 2012).
Участвовал в 51 выставке (12 персональных). Впервые показал свои работы на выставке «Молодые художники в поездках по стране» (1979 год, Манеж, Москва). Работы художника находятся в музее Александра Невского (Новгород), музее народного творчества (Пенза), музее Чхунян (Намвон, Южная Корея), музее журнала GRAPHIC (Цюрих), в собрании галереи «Романов» (Москва), в частных коллекциях в России, США, Японии, Франции, Австрии, Южной Корее.
Награды: почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2011), грамота МИД РФ, благодарственная грамота Президента РФ «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность и вклад в культуру» (2014), почетная грамота Президента РФ «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю, плодотворную творческую деятельность» (2018). В 2012 году снят фильм «Сказочные миры Крестовского» для телепрограммы «Педсовет».
Дети мира, посмотрев книжки, нарисованные этим художником, будут называть его «наш добрый сказочник дядя Сережа».
Когда эти дети вырастут и станут взрослыми, они посмотрят на его картины и скажут: «Да это же наш дядя Сережа! Он ничуть не изменился. Все такой же сказочник. Все такой же чистый сердцем, как ребенок».
Он знает о красоте чуть больше, чем другие. Может сосчитать ее поштучно: вот одна ниточка, которая скрутилась спиралью в пространстве и замерла навсегда, а вот три перышка, которые выпали из гусиного крыла и навсегда улетели в сказку, ну и шесть мыльных пузырьков, что вылетели из соломинки и уже никогда не лопнут. И вдали – на фоне темного космоса – одна маленькая светящаяся звездочка.
Выходец из славной московской династии художников, Сергей Крестовский внес в свое искусство благородство и атмосферу той теплой культуры, что сопутствовала духу русской высокородной семейственности, возникавшей под зеленой уютной лампой, вокруг которой собирались дети, и им кто-нибудь из взрослых читал хорошую книжку. Как правило, это была волшебная история Андерсена, или приключения Робинзона Крузо, или русские сказки. Эти добрые книжки были проиллюстрированы добрыми художниками – и дети получали разом «двойную порцию» добра. И запоминали и уносили в свое будущее не только волшебное содержание сказки. Нескольким поколениям детей, которым читали Андерсена, его волшебные новеллы запомнятся не только содержанием, но и теми видимыми образами, которые создал для них дядя Сережа.
Яркое впечатление и большая привлекательность работ Сергея Крестовского вызывается не только романтической приверженностью художника к сказочному миру, но и особенностями его художественного подхода к изображению духовного мира человека в иллюстрации, графической работе, в станковой живописи. Именно духовный мир человека является содержанием и лейтмотивом его произведений, и в отображения его на полотне, на бумаге, живописью, литографией, офортом Сергей Крестовский использует особенные, своеобразные подходы и приемы.
Это разноплановая «монтажная» композиция, помещение в картинке в едином сюрреалистическом пространстве изображения самых разных предметов реального мира, взятых в полифоническом звучании – капелек воды, птичьих пушинок, старинных замков вдалеке, башенных часов, рыцарских доспехов, острых наконечников копий, крысиной мордочки, гусиной головы. И все эти тщательно выписанные реалии мира представлены с иллюзорной достоверностью, поданы в самых разных ракурсах, с удивительными подробностями: почти разорванная, разлохмаченная нитка, совиный глаз, мерцающий из глубины рыцарского шлема, узорчатая накидка тореадора, птица Сирин, сидящая на радуге, Ангел, объявший своими крылами хорошенькую девчушку.
Книжные иллюстрации гуашью и акварелью, и живопись маслом, сложной техникой, и офорты, и гравюры Крестовского легко преодолевают «сопротивление материала» художественных средств и создают нечто истинно волшебное, мистическое, несомненно, устремленное к объемлющей нас гармонии мира. Но это – общее, надмирное, что пребывает в творчестве каждого истинного большого художника. А хотелось бы прочувствовать то человеческое содержание, что влечет нас к этому художнику и заставляет нас пристально вглядываться в его работы.
Это броская внешняя красота, красочность его картин, что еще издали изначально привлекает к себе наш взор. Картины призывают нас к себе своим особенным сиянием, словно прорвавшийся в наш мир луч из другого мира, где полыхает некий неугасимый светоч неземной красоты. Но когда подойдешь и внимательно, неспешно присмотришься к картинам этого художника, то увидишь, что вся она состоит из давно известных нам предметов, земных реалий и неземных символов, предметов и существ: ангелов, танцующих журавлей, злобных крыс, развеселых красноносых выпивох, из толстяков и худышек, из крутобедрых красоток, из падающих звезд и белоснежных лилий.
Представляется, что все это исполнено удивительно сильной и тонкой кистью, и какими-то неземными красками, какой-то запредельной небесной рукой. Но кисти тут самые обычные, беличьи и колонковые, а краски вполне обычные масляные, гуашевые и акварельные – магазинные. А руки тоже простые, человеческие, «дяди Сережины». Но со сверхчеловеческой точностью, вниманием переданы средствами живописи и рисования предметы и детали каждой картины, картинки, офортного листа. Приходится только изумляться такому буйному, невероятному смешению мистически безбрежного, сказочного удивительного мира – с чеканно точным изображением бесчисленных деталей в картинах и иллюстрациях Крестовского.
Он явил миру оригинальный, свойственный только ему (я не знаю других примеров) диапазон сюжетов, безбрежную широту фантастических, мистических, сказочных, символических мотивов. Русские сказки и былины, христианские и языческие, западноевропейская сказка («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), корейские мотивы («Чхунян»), музыка («Моцарт. Реквием»), тавромахия («Чаша матадора»), античные мотивы, венецианские мотивы… И мощный цикл философских портретов. И все это исполнено в той же свободной манере, сведено в единую сюрреалистическую композицию самых лапидарных, тщательно исполненных реалистических элементов.
Картины и иллюстрации Крестовского символичны, мистичны, фантастичны, но скомпонованы на земных конкретных деталях, представляют собой компиляцию суперфантастического и квазиреалистического. Это плодотворное смешение свободного духа и конкретной материи. Объединяющим, объемлющим картины началом является вечно детская, поэтическая, внимающая сказкам и сочиняющая сказки, чистая душа «дяди Сережи» и уверенно держащая кисть и перо его твердая рука творца-художника, чье мастерство споспешествовало примирению, воссоединению, созданию единого эстетического композита реального и фантастического, духовного и материального.
Стиль художника своей сюрреалистической выписанностью деталей напоминает изобразительный подход искусства геральдистов: та же предельная отчеканенность формы, взятая отдельно из контекста природы какая-нибудь ее деталь, ветка ли дерева, его листок – и крупно «приближенная» к зрителю. При создании гербов, чеканке медалей или изготовлении гемм и барельефов так же, как и в геральдике, используется обобщенная форма, максимально выражающая самую суть изображающегося предмета, животного, цветка. То же самое во всех работах Крестовского – в иллюстрациях, картинах, гравюрах.
И некоторые его работы могли бы стать гербом – символом той или иной детской сказки, если рассматривать ее как дети: одна сказка – это одно отдельное самостоятельно существующее королевство.
Анатолий Ким,
русский прозаик, драматург и переводчик, сценарист
Сергей Крестовский – один из самых ярких и глубоких художников-метасимволистов нашего времени. Уникальность его творческой манеры заключается в умении видеть невидимое и создавать картины, в которых реальность всегда обретает структуру цветомузыкального потока, а конкретный образ предстает как созвучие символов-архетипов, задавая движение художественной мыслеформы от общего, первичного к частному (дедуктивный символизм).
Сергей Александрович Крестовский окончил Московский полиграфический институт, где учился у таких мастеров, как Д.Д. Жилинский, А.Д. Гончаров, В.А. Басов. Художника отличает многогранность жанров. Он работает и в станковой графике, и в книжной иллюстрации, и в живописи. Им проиллюстрированы и оформлены более 155 книг русской и зарубежной классики. Многочисленные выставки Сергея Крестовского проходили в России, Словакии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии, Швеции.
Как иллюстратор Сергей Крестовский обладает особым, неповторимым почерком, по которому его можно сразу же узнать. Художник создал прекрасные иллюстрации ко многим сказкам Андерсена: «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Ганс Чурбан», «Дикие лебеди», «Птица народной песни», «Короли, дамы и валеты», «Пастушка и трубочист», «Девочка со спичками», «Огниво», «Русалочка», «Самое невероятное», «Сон старого дуба», «На краю земли». Этим иллюстрациям присущи глубокая погруженность в мир писателя и особая театральность.
Иллюстрации к книге Ромена Роллана «Кола Брюньон» отличают особая утонченность, поэтичность и глубокое проникновение в национальные особенности французской культуры. Этому в немалой степени способствует и превосходное знание художником европейской эстетики эпохи Возрождения и раннего Средневековья.
Иллюстрации к повести-сказке Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» необыкновенно красочны, полны аллегорий, предельно выразительны и драматичны. Волшебный мир сказки, вырываясь из книжных страниц, живет уже своей независимой жизнью, все в нем можно потрогать, он вовлекает маленького читателя в свое пространство-время и не отпускает.
Сергей Крестовский сумел создать особую пластику выразительных цветоносных форм, раскрывающих глубину и многозначность его изобразительных символов – элементов собственного художественного языка. Цветомузыка его полотен завораживает. Но цвет у Крестовского не только поет, он повествует, передает самые сокровенные оттенки смысла. Художник и смену времен воспринимает как взаимодействие различных цветовых потоков.
Работы Сергея Крестовского высоко духовны и несут печать божественного света. Его светоносные фигуры, ангелы-жар-птицы, пронизанные ослепительным горним светом, общая золотисто-пурпурная тональность, перемежающаяся лазурью, чистой небесной синевой, рождают ощущение одухотворенности, ренессансной иконописности образа.
Иллюстрациям Сергея Крестовского в целом присуща пасхальная тональность. Они необыкновенно музыкальны по колориту.
Тема любви является главной в творчестве художника. Автор нередко работает в стиле «белое на белом». Этот прием позволяет передать особую нежность, утонченность и девственность персонажа, которую также символизируют изысканные и царственные цветы лилии. Боттичеллиевское очарование прекрасного лика открывается зрителю в овальном зеркале, стоящем на белом овальном столе, и буквально завораживает. Художник блестяще использует прием изобразительной рифмы нежных музыкальных линий персонажа и его отражения в зеркале. Мотив круга, овала, являясь символом вечности, знаменует непреходящее торжество жизни.
В другой работе художника светловолосая девочка в ослепительно белом платье, сидящая в цветке лилии, как бы вырастает из цветка, сливается с ним. Лепестки лилии тонко рифмуются с крыльями парящих вокруг на золотом фоне бабочек, придающих картине особую легкость, воздушность и мечтательность. Так с помощью символов автору удалось передать высшую чистоту, присущую душе ребенка.
Есть и картина, на которой златокудрая девушка нежно держит в руках белую голубку с распростертыми крыльями. Мы словно слышим их дыхание. Вся картина пронизана изнутри чуть золотистым горним светом.
Для художника характерны тема вечного противостояния искушения и духовной силы, симфония глубочайших человеческих переживаний в их предельном драматизме. Его работы отличает пасхальное звучание, знаменующее рождение новой, очищенной от скверны души, подлинное вселенское торжество и бессмертие высокого человеческого духа. Об этом возвещают символы Сергея Крестовского: свеча, льющиеся свыше золотисто-медовые струи, расцветшая лилия, затмевающая лик смерти, горний полет трубящих ангелов и звучащие, буквально образующие пространство картины тончайшие золотые струны.
В своих иллюстрациях с присущей ему духовностью, динамичностью и экспрессивностью художник предвещает Новое Время, грядущее на смену апокалипсической эпохе.
Григорий Певцов,
поэт, художественный критик, переводчик, член Союза писателей Москвы